Рассказывает Наталья Нечаева, старший менеджер отраслевой практики «Розничная торговля» компании Axenix. На рынок розничной торговли решающее воздействие оказывает поведение потребителей. Так, в марте 2020 года до введения локдауна люди в ожидании кризиса не только закупали продукты питания (крупы, консервы, соль), но и делали запасы электроники. Пандемия послужила дополнительным катализатором для ускорения роста онлайн-продаж из-за ограничения посещений офлайн-магазинов.
Похожую ситуацию мы наблюдали в 2022 году: люди снова стали делать запасы еды, электроники, стройматериалов, средств гигиены и прочих вещей. Опасения, что многие товары могут исчезнуть с российского рынка, стимулировали массовые закупки. Такое поведение потребителей сказалось и на рынке DIY.
Всплеск спроса весной сменился падением продаж летом и осенью. По последним данным GFK, в январе-октябре 2022 года продажи в штуках упали на 18%, а в рублях выросли на 17% — существенно опередив инфляцию.
Кроме изменения потребительского поведения в 2022 году на рынок DIY оказали влияние следующие тренды:
Hard DIY — крупногабаритные строительные материалы, смеси и инструменты. Подавляющая доля клиентов этого сегмента — профессиональные строители. Спрос на товары этого сегмента поддерживается частным сектором. Сложно прогнозировать, как будет развиваться жилищный рынок в этом году — бизнес и люди реагируют на внешние факторы, которые совершенно непредсказуемы.
Поэтому в ближайшей перспективе эта категория видится наиболее уязвимой для бизнеса. «Мегастрой»: Как обучать сотрудников и поддерживать высокое качество сервиса в 12 гипермаркетах Soft DIY — материалы для внутренней отделки: обои, лаки, краски, потолки, напольные покрытия и др. В этом сегменте ярко проявилась тенденция на падение продаж: лаки и краски, плитка, отделочные материалы «просели» по количеству проданного товара, но выросли по выручке. Напольные покрытия — наиболее уязвимая категория, в ней спрос в штуках снизился на 30% осенью 2022 по сравнению с тем же периодом 2021. Видимо, косметический ремонт в собственном жилье выпал из приоритетов потребителей. Продажи в штуках, скорее всего, расти не будут. Household — мебель и товары для дома, декор, посуда, товары для уборки и хранения вещей.
До 2022 года немалую долю этого сегмента закрывала IKEA. Особенно высока была доля шведской компании в категории мебели — 20%. Уход IKEA с российского рынка дал ритейлерам замечательный шанс занять эту нишу. И сейчас мы видим, что категорию мебели охватили Hoff и мебельные фабрики, декор/текстиль — крупные маркетплейсы, кухни — специализированные магазины.
Спрос на мебель не только не упал — продажи в денежном выражении выросли в 1,5 раза, в штуках — на треть.
Household кажется перспективной категорией для развития бизнеса.
Сад — товары для обустройства сада и дачных участков. Пожалуй, самая стрессоустойчивая категория, которая не вписывается ни в один тренд 2022 года: растут продажи как в количестве, так и в деньгах. Сохранилась сезонность (пик продаж — весна-лето) несмотря на политическую и экономическую обстановки. В России дачи или придомовые участки есть у 50% семей, из них половина выращивает цветы, овощи и фрукты, сажает деревья. Продажи данной категории увеличиваются, т.к. люди стремятся больше употреблять продуктов с собственной грядки — для экономии и в рамках общего тренда на здоровое питание.
Подробнее на New Retail: https://new-retail.ru/business/strategiya_dlya_diy_chto_uchityvat_pri_razvitii_biznesa_v_2023_godu/