Офлайн по-прежнему является основным каналом сбыта стройматериалов, а учитывая, что в большинстве случаев к окончательному решению о покупке клиент приходит непосредственно в торговом зале, важно следовать всем принципам мерчандайзинга. Правильная организация торгового зала, грамотная выкладка товаров и прочие приемы помогут увеличить объемы продаж.
Формат имеет значение
Специфика мерчандайзинга в магазинах строительных материалов DIY связана с широким ассортиментом, большим количеством SKU, а также с разной площадью торговой точки и ее форматом. В торговом зале небольшого формата размещают только образцы, а основная часть продукции находится на складе магазина. В таком случае мерчандайзинг для товара осуществляется на стенде – экспозиторе со всеми необходмыми характеристиками.
Если речь идет о большом по площади магазине-складе (гипермаркет DIY), то в этом случае весь ассортимент товара размещается в торговом зале на торговых стеллажах. На полках, находящихся внизу, располагается основной товар, а верхние полки предназначены для хранения товарного запаса, другие варианты выкладки товара, если это мелкоштучный товар.
Основные принципы выкладки товара
Для габаритных товаров существуют особые правила выкладки: обычно они располагаются по периметру магазина, чтобы не закрывать обзор других стеллажей. Также важно при размещении габаритных товаров, учитывать удобство их транспортировки из магазина.
При выкладке мелкогабаритных товаров особое внимание нужно уделять классификации продукции: потребителю должна быть ясна логика размещения данных позиций товара. Ассортимент нужно группировать по назначению, виду и размеру. Для каждой группы отдельных товаров существуют специфические правила размещения.
Деление торгового зала на функциональные зоны
Размещение товарных групп в магазинах DIY происходит с учетом целенаправленности и частоты спроса покупателей на соответствующие группы товаров. Так, к товарам целенаправленного спроса относят тепло- и гидроизоляционные материалы, пиломатериалы, сухие смеси, кровельные и фасадные материалы, строительные элементы и др. Такие товары, как правило, размещают подальше от зоны входа в магазин. Товары импульсивного спроса находятся в «горячих» зонах торгового зала: при входе в торговый зал; в местах концентрации потоков покупателей; в предкассовой и кассовой зонах.
Торговый зал делится на несколько функциональных зон.
Зачастую правильная выкладка в торговой точке оказывается важнее привлекательных цен, поэтому так нужен грамотный мерчандайзинг. Нужно всего один раз составить планограмму магазина и произвести выкладку, чтобы иметь гарантированный прирост рентабельности торговой точки.